Наш город (Волжский), Музейная страничка

Лариса АРАСЛАНОВА, старший научный сотрудник МУК <ВИКМ>.

 

Уважаемые читатели нашей <Музейной странички>!

 

Мы продолжаем публиковать статьи научных сотрудников историко-краеведческого музея о тех событиях, которые связаны с историей села Безродного, строительством Сталинградской ГЭС, становлением города Волжского. Как легендарная летопись трудовых лет воспринимается сегодня история создания Волжской ГЭС им. XXII съезда КПСС - крупнейшей в Европе гидроэлектростанции. Это самая крупная электростанция в Волжско-Камском каскаде ГЭС, имеющая мощность 2530 тыс. кВт/ч, выработка электроэнергии в средний по водности год - 11 миллиардов кВт. В 70-е годы XX века гидростанция являлась одним из основных звеньев Единой энергетической системы Европейской части СССР.

 

День 9 декабря 1960 года стал незабываемым для всех строителей этого грандиозного гидросооружения, так как завертелась могучая электрическая машина ГЭС. Полвека отделяет нас от события, когда 21-й гидроагрегат был запущен и гидроэлектростанция заработала на полную мощность.

 

Эта дата примечательна не только завершением работы, но она стала еще историческим явлением, после которого наша страна перестала испытывать дефицит электроэнергии. Таким образом, цель, во имя которой затевалось гигантское строительство, была достигнута.

 

Послевоенные годы позволили стране завершить гигантский скачок в научном и техническом развитии. Освоение высоких ядерных технологий, первые в мире атомные электростанции, первый человек в космосе - вот далеко не полный перечень достижений этого периода. Было чем гордиться и волжанам, построившим прекрасное в своей внешней простоте сооружение - Сталинградскую ГЭС, которая для нашего города явилась источником энергии и мостовым переходом. А для энергетиков это научная лаборатория, где отрабатываются новые теории и предложения по передаче энергии и по надежности гидросооружений.

 

Татьяна СЕЛЕЗНЕВА, заместитель директора МУК <ВИКМ>.

 

-- 50 лет с момента пуска Сталинградской ГЭС на полную мощность В ДЕКАБРЕ 1960 года на 20-метровой высоте, на самом гребне плотины Сталинградской гидростанции, там, где пролегла асфальтированная дорога, соединившая берега великой реки, белел фанерный календарь. На нем каждое утро менялись цифры - число дней, оставшихся до пуска станции на полную мощность. 9 декабря 1960 года на календаре стоял ноль.

 

На год раньше установленного срока был сдан в эксплуатацию 21-й гидроагрегат электростанции, с вводом которого Сталинградская ГЭС становилась самой мощной в мире. Еще двадцать дней назад, почти собранный, под открытым небом стоял 21-й агрегат, еще не было видно очертаний зала генераторного напряжения, а в турбинном зале лежали горы оборудования. Все эти двадцать дней не покидали своих мест бригады Георгия Комардина и Николая Богачева, Ивана Фалалаева и Абламита Жакупова. Это они возвели зал генераторного напряжения, установили металлический шатер, разобрали стенки, покрыли кровлю, сделали все, чтобы пуск станции состоялся в назначенный день. И вот наступил долгожданный день монтажа нового гидроагрегата. Под новый металлический шатер собрались монтажники, электрики, маляры, бетонщики, трубопроводчики, штукатуры. В действиях людей чувствовалась строгая и последовательная, подчиненная единому графику организация труда. Каждый рабочий четко знал свое место и обязанности.

 

Первой начала работу бригада прославленного турбиниста Героя Социалистического Труда Алексея Тихашкова и Виктора Васильева, позднее подключилась бригада Михаила Гаврилова, которая и завершала монтаж гидроагрегата. Ему на помощь пришел Иван Костенко. Афанасий Коптев, Константин Яблочкин, Виктор Родичев, Александр Ершов помогали своим товарищам, чтобы быстрее подготовить машину к пуску. Бригада Натальи Антиповой едва успевала соединять концы тысяч проводов, ей в этой работе помогала бригада коммутатчиков Розы Филипповой.

 

Вечером 9 декабря 1960 года завертелась могучая электрическая машина, 21-й агрегат был готов к включению в сеть. Сотни строителей собрались в машинном зале ГЭС, среди них монтажники - люди, которые завершали победу многотысячного коллектива, это рабочие бригады А. Ершова, М. Гаврилова, И. Костенко. В. Родичева, Е. Щеголева, А. Коптева, К. Яблочкина. Прошло несколько минут, и 21-й по счету промышленный агрегат вошел в строй. Вечером состоялся многолюдный митинг гидростроителей, играл духовой оркестр, лучшие строители и монтажники, представители партийных и общественных организаций поднимались на <трибуну> - кожух только что запущенного 21-го агрегата. Все говорили о победе - пуске на полную мощность Сталинградской ГЭС на год раньше срока, которая далась нелегко.

 

Строителям пришлось вынуть и переместить 170 миллионов кубометров земли - это все равно, что перенести на другое место высокую гору. Они уложили в сооружение 5 миллионов 440 тысяч кубометров бетона и железобетона, более 4 миллионов кубометров дренажей, смонтировали свыше 124 тысяч тонн металлоконструкций, механизмов и оборудования. Именно здесь впервые в нашей стране разработаны и применены на стройке вибрационные машины, а также крупноблочные керамзитные конструкции. Поистине это был титанический труд всего коллектива.

 

На митинге строители дали слово, что в августе будущего года полностью подготовят весь гидроузел к сдаче государственной комиссии. Пуском станции на полную мощность завершился важный этап работы, но встали новые задачи: завершить строительство и благоустройство гидроузла, быстро и высококачественно завершить отделку сооружений, сделать его лучше и красивее, сдать без переделок. В стране появилось новое промышленное предприятие - Сталинградская ГЭС. Эта замечательная победа была обеспечена самоотверженным трудом многих тысяч гидростроителей.

 

Строить Сталинградскую ГЭС помогала вся страна. Более 1500 предприятий поставляли оборудование и материалы, со всех концов страны на строительство гидростанции приезжала по путевкам комсомола молодежь. Прямое участие в сооружении ГЭС приняли ученые: на помощь строителям пришли 11 институтов страны, Академия наук. У подножия знаменитого Мамаева кургана на базе научно-исследовательского института <Гидропроект> им. С. Я. Жука был построен макет ГЭС в пропорции 1:150. Малая ГЭС стала своеобразной гидравлической лабораторией для исследования поведения реки Волги во время строительства и после ввода гидроузла в строй, которая позволила решить и отработать многочисленные проблемы гидростроения, уточнить и удешевить проект и сооружение нашей ГЭС.

 

Сталинградская ГЭС являлась на тот период не только крупнейшей гидростанцией Европы, но и сооружением уникальным с точки зрения принятых инженерно-технических решений. Многое делалось впервые даже в мировой практике гидростроения.

 

При бетонных работах широко использовались виброхоботы и бетононасосы, подающие смесь на 300 - 350 метров. Применялся метод периферийного обогрева блоков, велись бетонные работы даже зимой. Все это было в новинку. Впервые в мировой практике советские специалисты обосновали возможность сооружения крупных гидроузлов на нескальных основаниях.

 

Сооружения Волжского гидроузла были использованы для устройства железнодорожного и автомобильного переходов через Волгу. До этого автомобильные и частично железнодорожные перевозки были ограничены и осуществлялись с помощью паромных переправ, а все транзитное движение проходило через Саратовский и Астраханский железнодорожные узлы. Железнодорожный переход через Волгу по сооружениям гидроузла дал возможность создать кратчайшую связь с Ашхабадской железной дорогой, а автомобильный переход позволил обеспечить также и существующую магистраль Саратов - Астрахань.

 

Сталинградскую ГЭС надо было построить без соответствующего опыта прошлых строительств. В процессе проектирования и строительства Сталинградской ГЭС институтом <Гидропроект> имени С. Я. Жука и Сталинградгидростроем были разработаны и осуществлены прогрессивные технические решения: однобереговая компоновка бетонных сооружений: здание ГЭС совмещенного типа, что позволило сократить длину плотины на одну треть; новая схема и очередность возведения гидроузла и многое другое.

 

На линии электропередачи Сталинградская ГЭС - Москва впервые было применено напряжение переменного тока 500 кВ. Впервые в мире и в нашей стране была решена проблема передачи постоянного тока напряжением в 800 тысяч вольт на расстояние 470 километров. Так как такая электропередача сооружалась впервые в мире, то она имела не только промышленное, но и опытное значение. На ней проверялись экспериментальные схемы и режимы работы оборудования, автоматики для будущих электропередач постоянного тока напряжением до 1 400 тысяч вольт.

 

В 1960 году на Сталинградской ГЭС на полную мощность работал 21 гидроагрегат. 9 сентября 1961 года Сталинградская ГЭС была переименована в Волжскую ГЭС имени XXII съезда КПСС!

 

10 сентября 1961 года состоялось торжественное открытие гидроузла. 22-й был пущен только в 1962 году. Это был экспериментальный (опытный) агрегат. Создавая его, проектировщики ставили две задачи: собрать все лучшее, что есть в конструировании подобных машин, и сделать новый агрегат переходным к проектированию невиданных по мощности агрегатов. В этом агрегате было собрано множество принципиально новых конструктивных решений. Впервые в мировой практике была сконструирована обмотка, через которую циркулирует вода. Этот агрегат был прототипом машин для новых ГЭС (в частности, для Красноярской).

 

На Волжской ГЭС проводили грандиозный промышленный эксперимент с подпятниками гидротурбин, они резко отличались от уже существовавших. Ученых и конструкторов волновало, как поведут себя новые подпятники (опорные подшипники) гидроагрегата в работе. В результате новый подпятник не выдерживал 1400-тонной тяжести агрегата и перегревался. Вместе с представителями научно-исследовательского института машиноведения Академии наук СССР и Ленинградского завода <Электросила> эксплуатационники ГЭС победили капризность подшипника, и результатом их творческой работы пользовались строящиеся электростанции.

 

На Волжской ГЭС решались и проблемы автоматики, одна из которых телемеханика ближнего действия, более рациональная по сравнению с дистанционным управлением. Одна из выгод - экономия кабеля. Только на Волжской ГЭС было сэкономлено до ста километров кабеля.

 

На линии электропередачи Волгоград - Москва была создана система автоматических устройств, которые регулировали работу станции в зависимости от режима передачи. Другими словами, из Москвы с центрального пульта осуществлялось руководство работой станции. В то время автоматика особо привлекала энергетиков.

 

Судоходные сооружения гидроузла не имели себе равных в мире по величине и компоновке. На волжских шлюзах впервые в практике речных сооружений в качестве подъемных механизмов ворот применены гидроподъемники, изготовленные Харьковским турбинным заводом.

 

В процессе сооружения гидростанции на Волге стройка использовалась как огромный экспериментальный стенд, на котором рождались и проходили первую производственную проверку многие новые машины и механизированные приемы работ. За годы строительства были созданы и испытаны более 250 наименований.

 

-- СПРАВКА Крупнейшая в Европе ГЭС (на тот период) была создана в невиданно короткий срок. Она являлась шедевром гидротехнического строительства.

22 декабря 1958 года на Сталинградской ГЭС был поставлен под нагрузку первый агрегат № 6 мощностью 115 000 кВт. 24 декабря в сеть был включен агрегат № 5. Обязательства, которые брали на себя гидростроители, были выполнены, но до конца 1958 года было решено пустить еще один станционный агрегат № 7. В 1959 году были пущены девять агрегатов вместо шести, предусмотренных по плану. В 1960 году - остальные. К моменту пуска последнего гидроагрегата Сталинградская ГЭС выработала более 6 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Выработка энергии началась задолго до пуска последнего гидроагрегата.

 

В декабре 1959 года было впервые подано напряжение 500 тыс. вольт от Волжской ГЭС имени XXII съезда КПСС на Москву по первой линии электропередачи длиной 1000 км. Вторая такая же линия была введена в эксплуатацию в 1961 году. По этим двум линиям осуществлялась передача мощности в размере 1500 тыс. кВт от Волжской ГЭС в объединенные энергосистемы Центра. Это явилось одним из важнейших звеньев в электрической сети ЕЭС Советского Союза.

 

Город Волжский превращался в крупный промышленный центр на левом берегу Волги, что стало возможным только благодаря дешевой электроэнергии.

АКЦИИ / АДР РУСГИДРО   
КОТИРОВКИ
Акции / АДР
Индексы
ФИЛИАЛЫ
ДОЧЕРНИЕ ОБЩЕСТВА
Ваше обращение принято. Ответ будет подготовлен и отправлен в течение 20 календарных дней. ok