«Гидротехника ХХI век», декабрь 2018 Волжская ГЭС. 60 световых лет Галина Шацкая, пресс-секретарь Филиала ПАО «РусГидро» - «Волжская ГЭС»

22 декабря 2018 года крупнейшей электростанции Европы, входящей в состав ПАО «РусГидро» Волжской ГЭС исполняется 60 лет.


История создания Волжской ГЭС неразрывно связана планом «Большая Волга», согласно которому на великой русской реке создавался каскад комплексных гидроузлов. Реализация плана была начата в 1930-х годах.


22 мая 1932 года было подписано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О борьбе с засухой и орошении Заволжья», санкционировавшее строительство на Нижней Волге Камышинской ГЭС мощностью до 2000 МВт. Для проектирования гидроузла создавалась организация «Нижне-Волго-проект» во главе с академиком И.Г. Александровым. Завершить строительство станции планировалось уже в 1937 году. Уже в 1934 году был готов предварительный проект Камышинской ГЭС, в створе гидроузла активно велись изыскания. Но в 1936 году от первоочередного строительства Камышинской ГЭС было решено отказаться в пользу более эффективной Куйбышевской ГЭС.


В конце 1940-х годов было решено отказаться от Камышинского створа в пользу сооружения ГЭС у Сталинграда, что позволяло уменьшить площади затопления. Опыт возведения на глинистых и песчаных грун­тах крупных бетонных напорных гидросооружений (канала имени Москвы, Свирских и Верхневолжских ГЭС) и полученные к началу 1950-х годов результа­ты исследований по проекту Куйбышевского гидро­узла, обосновавшему возможность строительства на песчаном основании мощной бетонной водосливной плотины, позволили спроектировать использование водных ресурсов Нижней Волги с учетом строитель­ства ГЭС на любых нескальных грунтах.


При выборе створа Сталинградского гидроуз­ла были приняты во внимание особенности Волго-Ахтубинской поймы — ее затопление нанесло бы крупный ущерб сельскому хозяйству, в связи с чем, в первую очередь, изучались условия возведения ги­дроузла выше Сталинграда, в непосредственной бли­зости к городу, который после восстановления вновь становился крупнейшим промышленным центром страны.


Было намечено построить Сталинградский ги­дроузел, имеющий на тот момент более выгодные по сравнению с Саратовским водно-энергетические по­казатели.


6 августа 1950 г. на основании разработанной Гидропроектом схемы использования нижнего тече­ния Волги было принято, а 31 августа опубликовано постановление Совета Министров СССР №3555 о сооружении в створе выше г. Сталинграда ГЭС мощ­ностью 1700 МВт с НПУ 30,0 м и выработкой около 10 млрд кВт·ч электроэнергии в средний по водности год. Как и в отношении других волжских и камских гидроузлов, предусматривалось, что при строитель­стве Волжской ГЭС будут комплексно решены во­просы энергетики, водного речного и железнодорож­ного транспорта, а также орошения.


17 августа 1950 г. в соответствии с приказом № 0558 МВД СССР для обслуживания работ Сталинградгидростроя был создан Ахтублаг. И стройку, и лагерь при ней возглавил знаменитый гидро­строитель, начальник восстановления Днепровской ГЭС Федор Георгиевич Логинов.


ГЭС проектировалась московским институтом Гидропроект, судоходные шлюзы - его ле­нинградским отделением. Параллельно с проектными работами в научно-исследовательском секторе Гидропроекта и на открытой модели гидроузла — так называемой «малой ГЭС», построенной у подно­жия знаменитого Мамаева кургана в Сталинграде в пропорции 1:150, были развернуты исследования по выбору компоновки основных сооружений, произ­водству работ по перекрытию русла Волги, гашению энергии в нижнем бьефе и др.


Поскольку Волгоградский гидроузел проекти­ровался с учетом опыта, накопленного в ходе строи­тельства и начальной эксплуатации Волжской ГЭС имени В.И. Ленина (ныне Жигулевской ГЭС), проектировщикам удалось избежать многих «подводных камней» и принять ряд ра­циональных решений. Не случайно в 1956-1957 гг., после смерти Сталина и расформирования Ахтублага на строительство гидроузла, объявленное ударной комсомольской стройкой, потянулись вольнонаем­ные, в основном с Куйбышевгидростроя. Во многом этому способствовала политика руководителя строи­тельства. Впервые в истории отечественного гидростроения на Сталинградской ГЭС отказались от строительства временного жилья.


В 1950-1951 гг. силами заключенных Ахтублага начались разработка котлованов будущих гидросо­оружений, строительство Волго-Ахтубинского канала и жилья для вольнонаемных строителей гидро­узла.


В мае 1951 г. проектное задание ГЭС было представлено в правительство. Экспертную комиссию Госстроя СССР возглавил д.т.н., проф. К.А. Михайлов. Через год, 3 мая 1952 г. Совет Министров СССР утвердил проектное задание Сталинград­ского гидроузла, в составе сооружений: ГЭС с 17 гидроагрегатами общей мощностью 1785 МВт и выработкой электроэнергии около 10,0 млрд кВт·ч в средний по водности год (с дополнительным бло­ком для установки в дальнейшем 18-го гидроагрегата); бетонной и земляной плотин с устройством по ним железнодорожной и автомобильной дорог через Волгу; двухниточных двухкамерных бетонных шлюзов с камерами 290x30 м и глубиной на порогах 4 м; Волго-Ахтубинского канала для обводнения р. Ахтубы, часть которой перекрывалась сооружениями гидро­узла. Проектным заданием предусматривалось также сооружение высоковольтных ЛЭП напряжением 400, 220 и 110 кВ.


В проектировании и сооружении гидроузла приняли участие 11 ведущих научно-исследовательских институтов страны, а в общей сложности (помимо Гидропроекта и его филиалов) около 100 проектных институтов, НИИ, учебных заведений и заводских конструкторских бюро. Академия наук СССР неоднократно проводила на строительстве заседания по конкретным вопросам гидротехнического строительства.


Тем временем строительство станции продолжалось интенсивными темпами. 5 сентября 1954 г. в основание Сталинградского гидроузла уложен первый кубометр бетона. Под защитой перемычек в сухих котлованах началось возведение здания ГЭС, водо­сливной плотины, судоходного шлюза и пойменного участка земляной плотины. Одновременно спосо­бом гидромеханизации велись работы по устройству подводящих и отводящих каналов. В ноябре 1954 г. Ф. Г. Логинова назначают министром строитель­ства электростанций. В 1956 г. стройку возглавил А.П. Александров, переведенный со строительства Куйбышевской ГЭС.


В ходе строительства проектный облик станции претерпел определенные изменения. В техническом проекте, утвержденном 21 сентя­бря 1956 г. коллегией Министерства строительства электростанции СССР, предусматривалось вместо 18 гидроагрегатов мощностью по 105 тыс. кВт каждый установить 22 агрегата. В 1957-1958 гг., опираясь на результаты энергетических и кавитационных ис­следований, проведенных на крупномасштабной мо­дели гидроузла, и натурных испытаний, установлен­ных к тому времени гидротурбин Куйбышевской ГЭС, была выявлена возможность повысить мощность гидроагрегатов со 105 до 115 МВт, что увеличило установленную мощность Сталинградской ГЭС до 2563 МВт. Было предложено также по­строить отдельное сороудерживающее сооружение, рыбоподъемник, а низкий машинный зал полуоткрытого типа заменить закрытым.


В 1957 году в ходе экспериментальных работ и наблюдений на Цимлянской ГЭС и Усть-Манычском гидроузле было установлено, что идущая на нерест рыба при определенной скорости течения воды заходит в подходные каналы и шлюзы, после чего вместе со шлюзующимися судами попадает в верхний бьеф. Учитывая важное рыбохозяйственное значение Волги, было принято решение обеспечить проход рыбы не только через рыбоподъемник, но и через судоходные шлюзы. Для этого в период массового хода рыбы на нерест необходимо было обеспечить постоянный сброс воды в нижний подходной канал шлюзов. Пропуск рыбы намечалось производить как во время шлюзований судов, так и специальным шлюзованием рыбы в тот период, когда суда не пропускаются.


С целью энергетического использования сбрасываемой для привлечения рыбы воды в 1958 году «Гидропроектом» было разработано проектное задание Межшлюзовой ГЭС. К этому времени строительство судоходных шлюзов уже близилось к завершению, что естественным образом ограничило варианты компоновки ГЭС. Межшлюзовая ГЭС была построена в очень сжатые сроки – строительство станции было начато в 1959 году, гидроагрегаты пущены уже в 1961 году.


Благодаря упрощению конструкций основных сооружений гидроузла и некоторым другим решени­ям в ходе рабочего проектирования удалось снизить его сметную стоимость на 7%. На удешевлении стро­ительства сказался и новый партийный курс - «на устранение... всякого рода архитектурных излишеств и внедрение индустриальных методов строитель­ства». Из проекта были убраны башни, шпили, скуль­птуры и прочие «украшения».


Чтобы ускорить строительство ГЭС, проектировщики и строители сделали немало нововведений. Так, при строительстве Волжской ГЭС, впервые в стране разработаны и применены вибрационные машины (катки, погружатели, моло­ты), крупноблочные и крупнопанельные керамзитобетонные конструкции, гидровибробурение скважин и многие другие новые в гидростроительстве меха­низмы и технологии. Машинный зал (длиной свы­ше 730, шириной 24 и высотой 27 м) был полностью выполнен из сборного железобетона. Арматурные металлоконструкции, гидроагрегаты и другое техно­логическое оборудование монтировались крупными элементами. При этом уровень комплексной механи­зации земляных, бетонных и монтажных работ со­ставил 97—100%. На монтажной площадке и в двух первых секциях ГЭС был организован поточный метод монтажа нескольких агрегатов одновременно. Не случайно, уже в декабре 1958 г. при частично на­полненном водохранилище были пущены три первые гидроагрегата с диаметром рабочего колеса турбины 9,3 м, удостоенные в том же году Большого приза на Всемирной выставке в Брюсселе.


1958 год в истории строительства Сталинградского гидроузла был самым напряженным и ответственным. Если еще точ­нее, то время с 23 октября по 22 декабря. В этот корот­кий промежуток спрессовано несколько исторических со­бытий: затопление котлована, перекрытие Волги и, на­конец, пуск первых гидроагрегатов ГЭС.


23 октября 1958 г. после возведения бетонных сооружений гидроузла и окончания навигации были затоплены котлованы. Волга перекрывалась в две оче­реди: сначала отсыпкой банкета было сужено основ­ное русло, затем был перекрыт 300-метровый проран. 31 октября в 10 часов вечера Волга была перекрыта.


Практи­чески одновременный, да еще и досрочный пуск агрегатов на год раньше установленного прави­тельством срока создавал допол­нительные трудности. Требова­лась не только круглосуточная работа тысяч людей, но и неординарные организационные меры, технические решения.


По предложению главного инженера Сталинградгидростроя К. С. Иванова монтаж гид­роагрегатов был начат с пятого, а место, отведенное под пер­вый, второй, третий и четвер­тый, использовано для расши­рения монтажной площадки. Это позволило вести укрупнительную сборку всех трех агре­гатов одновременно. Собственно, монтаж как тако­вой пусковых гидроагрегатов начался в августе 1958 года укрупненными узлами весом до 730 тонн. Напряженно рабо­тали строители, монтажники «Гидромонтажа», «Спецгидроэнергомонтажа» и «Гидроэлект­ромонтажа». Без их ударного труда успех был бы невозможен.


Заводы-изготовители не по­спевали за строителями, не могли обеспечить поставку про­ектного оборудования. В их числе был и Запорожский трансформаторный завод сило­вых трансформаторов, Всесоюз­ный электротехнический ин­ститут, изготовлявший, выпря­мители ИВС-500, необходимые для возбуждения генераторов.


Из тупикового положения вышли так: приняли решение выдачу электроэнергии в Ста­линградскую энергосистему произвести через временную группу силовых трансформато­ров (поставка «Сталинградэнерго»), а возбуждение генера­торов осуществить от машин­ных возбудителей. Только 5 декабря платфор­мы с электрооборудованием для машинного возбуждения были поданы на монтажную площадку, монтаж начался немедленно.


И вот наступило 15 декабря 1958 года. Пятый агрегат и схе­ма выдачи от него электроэнер­гии в Сталинградскую энерго­систему подготовлены для пус­ка. Под шатром - столпотворе­ние. Здесь собрались строители, монтажники, наладчики, эксп­луатационники, руководители стройки, корреспонденты. Под вспышки фотообъективов и стрекот телекамер начальник электроцеха СГЭС А. А. Милютин поворачивает ключ управ­ления - и 1400-тонная махина вращающихся частей гидроаг­регата сдвину­лась и стала медленно набирать обороты. Сталинградская ГЭС дала свой первый электричес­кий ток.


Но торжество было недолгим. Следивший за режимом работы гидроагрегата В. В. Охрименко с тревогой стал замечать повыше­ние температуры подпятника. Когда она достигла аварийной отметки 90 градусов, он доложил об этом главному инженеру СГЭС М. А. Иванову.


Что делать? Ситуация экст­раординарная. М. А. Иванов принимает самостоятельное ре­шение: термоконтроль отклю­чить. И агрегат продолжает ра­ботать уже без термоконтроля! И только после праздничного мероприятия гидроагрегат ос­тановили, подпятник демонти­ровали и приняли немедлен­ные меры для его восстановле­ния. Оказалось, всему причи­ной - некачественное масло и большое удельное давление на подпятник.


Подобного допустить в буду­щем ни в коем случае было нельзя. И на следующих гидро­агрегатах - шестом и седьмом - ванны подпятников залили турбинным маслом марки УТ, а не компрессорным, как преж­де, а также более тщательно вы­полнили шабровку и притирку на баббитовых сегментах под­пятников.


22 декабря 1958 года в 23 часа 45 минут пущен в эксплу­атацию агрегат № 6, 24 декаб­ря - агрегат № 5 после восстановления подпятника и 30 де­кабря - агрегат № 7.


В первой половине 1959 года напряжение работ на строительной площадке не уменьшилось, так как к апрелю надо было подготовить к постоянной эксплуатации судоходные сооружения. В первом квартале 1959 года пришлось форсировать работы по шлюзам, аванпорту, креплениям откосов низового судоходного канала Одновременно велись работы на всех сооружениях напорного фронта гидроузла с целью доведения их до начала весеннего половодья до отметки +27,00 м. Этот уровень был определен из условия пропуска паводка обеспеченностью 5% (47 800м³/с) через 26 пролетов водосливной плотины с порогом, пониженным на 8 м против проектного, а также водосбросы и работающие агрегаты ГЭС.


Отличительной особенностью этого этапа явилось и наибольшее развитие работ по монтажу гидросилового и электротехнического оборудования. В 1959 году было смонтировано и вве­дено в промышленную эксплуатацию 9 агрегатов вместо 5 по государственному плану. Достигнутая на Сталинградгидрострое высокая интенсивность мон­тажа гидроагрегатов способствовала выполнению обязательств коллектива гидростроителем смонтиро­вать и ввести в эксплуатацию в 1960 году Сталинградскую ГЭС на полную проектную мощность за исключением одного опытного гидроагрегата. Гидроагрегат со станционным номером 1, выполненный в качестве экспериментального, был предназначен для натурной проверки ряда новых технических решений, направленных на снижение металлоемкости и стоимости гидросилового оборудования гидроэлектростанций, а также на решение некоторых проблем создания гидроагрегатов большей мощности. В частности, на нем отрабатывалась система водяного охлаждения генератора. Этот агрегат был введен в эксплуатацию 30 ноября 1962 года.


Строительство сооружений, формирующих на­порный фронт гидроузла со стороны верхнего бьефа до проектной отметки, было завершено в мае 1960 г. Уровень воды в водохранилище впервые достиг про­ектной отметки 17 июня 1960 г. 9 декабря 1960 года коллектив Сталинградгидростроя выполнил свои обязательства. К этому сроку все агрегаты ГЭС были введены в эксплуатацию. ГЭС достигла мощности 2415 МВт и стала крупнейшей электростанцией мира.


9 сентября 1961 г. ГЭС, работавшая уже на пол­ную мощность и переименованная к тому времени в Волжскую ГЭС им. XXII съезда КПСС, была принята государственной ко­миссией. По этому случаю в Волжском и Сталинграде (который также через два месяца будет переименован в Волгоград) состоялся всенародный праздник, очень похожий на торжества по случаю пуска Куйбышевской ГЭС.


За успешное выполнение задания по строитель­ству ГЭС и большие достижения в развитии отече­ственного гидростроительства Управление строи­тельства «Волгоградгидрострой» и «Гидропроект» им. С.Я. Жука были награждены орденами Ленина.


Орденами и медалями СССР отмечены 2013 проектировщиков и гидростроителей. Начальник строительства А.П. Александров стал дважды Героем Социалистического Труда. Также звания героев были удо­стоены: главный инженер проекта Сталинградского гидроузла А.В. Михайлов, первый главный инженер Сталинградгидростроя А.Я. Кузнецов, электроли­нейщик треста «Волгоэлектросетьстрой» А.В. Деньжонков, бригадир комплексной бригады бетонщи­ков И.Г. Демейко, шофер Я. К. Музыка и бригадир И.П. Стриженок.


В апреле 1962 г. Совмин СССР рассмо­трел выводы правительственной комиссии и утвердил акт приемки сооружений гидроузла в промышленную эксплуатацию. Было отмечено, что ввод в эксплуатацию Волж­ской ГЭС имени XXII съезда КПСС имеет большое значение для развития страны, играет решающую роль в энергоснабжении Москвы, Нижнего Поволжья и Донбасса и объединяет между собой крупные энергосистемы Центра, По­волжья и Юга, а через Волжскую ГЭС им. В.И. Ленина объединяет эти энергосистемы с энергосистемами Урала и Татарии. Желез­нодорожный и автодорожный переходы че­рез Волгу, проложенные через сооружения гидроузла, обеспечивают кратчайшую связь районов Поволжья между собой и с райо­нами Прикаспия и Средней Азии. В резуль­тате образования Волгоградского водо­хранилища коренным образом улучшились условия судоходства на большом участке Волги и появились широкие возможности для орошения и обводнения засушливых зе­мель Заволжья и Прикаспия.


Уже в 1962 г. Волжская ГЭС выработала более 10,9 млрд кВт·ч, или около 98% проектной среднегодовой выработки электроэнергии. По рас­четам авторов технического отчета экономическая эффективность ГЭС доказана. Вырабатываемая ею электроэнергия была в 9 раз ниже себестоимости энергии ТЭС Центра и Поволжья, которые пришлось бы построить в 1955-1960 гг. при отсутствии ГЭС, их создание освободило народное хозяйство от капиталовложений в строитель­ство ТЭС и топливных баз на сумму 470 млн руб., к тому же замена ТЭС на ГЭС позволила ежегодно экономить до 5 млн т дальнепривозных донецких углей.


Авторы отчета отмечали, что экономическая эффективность гидро­узла в целом без учета трудного для оценки влияния на рыбное хозяйство будет возрас­тать из года в год, и к 1966-1967 гг. капитальные вложения по Волгоградскому ги­дроузлу будут покрыты.


Масштабы крупнейшей в мире ГЭС по­ражали не только советских людей. Ино­странцы, побывавшие на строительстве и на открытии ГЭС, не скрывали своего интереса к опыту ее возведения и эксплуатации. Волжская ГЭС долгие годы служила экспериментальной площадкой для электротехнического и гидромеханического оборудования строившихся сибирских и зарубежных ГЭС.



Конструкция Волжской ГЭС


Волжская ГЭС - самая крупная электростанция Волжско-Камского каскада и Европы. Ее установленная мощность составляет 2671 МВт. Среднемноголетняя выработка электроэнергии превышает 11,5 млрд кВт·ч.


Гидроэлектростанция является важным звеном Единой энергетической системы России и соединена с нею высоковольтными линиями электропередачи напряжением 220 и 500 кВ переменного тока.


Волжская ГЭС предназначена для покрытия пиковой части графика нагрузки в Единой энергетической системе страны. При необходимости гидроэлектростанция способна в считанные минуты существенно увеличить объемы выработки электроэнергии, обеспечивая системную надежность России.


Основным видом деятельности предприятия является производство и поставка электрической энергии по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графиками электрических нагрузок. Объем вырабатываемой ГЭС энергии определяется в основном двумя факторами: объемом стока воды реки и готовностью оборудования электростанции к несению нагрузки.


Компоновка основных гидротехнических сооружений гидроузла определяется особенностями геологического строения створа.


Русло Волги перекрыто земляной плотиной. Рядом с русловым участком плотины расположено здание ГЭС. Перед зданием гидроэлектростанции на расстоянии 78 м расположено сороудерживающее сооружение. С левой стороны к зданию ГЭС примыкает бетонная водосливная плотина. В пойме между водосливной плотиной и левым берегом расположен судоходный шлюз с аванпортом в верхнем бьефе и низовым подходным каналом. Пойма между водосливной плотиной и шлюзом перекрыта левобережной земляной плотиной.


В состав основных сооружений гидроузла, кроме гидротехнических, входят: постоянный железнодорожный и шоссейный переходы, открытые распределительные устройства 220 и 500 кВ.


Длина напорного фронта гидроузла



4900 м


в том числе по бетонным сооружениям


1600 м


Максимальный напор на сооружения


27 м


Напор при пропуске половодья вероятностью 0,1 %


15,3 м


Суммарная водопропускная способность сооружений гидроузла при НПУ


63 060 м³/с


в том числе: через гидроагрегаты ГЭС



16 657 м³/с


через донные водосбросы


15400 м³/с


через водосливную плотину


30 850 м³/с


Через Межшлюзовую ГЭС


153 м³/с



Здание гидроэлектростанции совмещенного типа состоит из одиннадцати агрегатных секций, по два гидроагрегата в каждой. Общая длина здания по фронту - 664 м (с монтажной площадкой - 736 м), ширина - 90 м, высота - 75 м. Сороудерживающие решетки вы­несены из здания ГЭС и установлены в от­дельном сооружении.


Каждый гидроагрегат состоит из вертикаль­ной поворотно-лопастной турбины (диаметр рабочего колеса 9,3 м) и непосредственно соединенного с ней гидро­генератора. В настоящее время на станции установлены турбины и генераторы разной конструкции и мощности, что связано с продолжающейся модернизацией станции с заменой устаревшего оборудования на новое.


Турбины


Тип


ПЛ-587-ВБ-930


ПЛ 30/587-В-930


ПЛ 30/877-В-930


Изготовитель



филиал «Ленинградский металлический завод» ПАО «Силовые машины»


Мощность, МВт



118,2


123


129


Напор расчетный, м


20


21,5


21,5


Расход воды через турбину


при расчетном напоре, м3


695


633


700


Частота вращения, об/мин


68,2


Количество


7


4


11



Генераторы


Тип


СВ2 – 1500/200 – 88


СВ2 – 1500/200 – 88


СВ2 – 1488/200 – 88 УХЛ4


СВ2 – 1500/200 – 88


СВ2 – 1488/200 – 88 УХЛ4


Изготовитель


Филиал «Электросила» ПАО «Силовые машины»


Мощность, МВт


115


120


120


125,5


125,5


115


Коэффициент мощности


0,9


Напряжение, кВ


13,8


Возбуждение


тиристорное


Количество


4


3


2


5


5


3



Водосливная бетонная плотина имеет 27 пролетов шириной по 20 м. Про­филь плотины распластанный с выдвинутой в верхний и нижний бьефы фундаментной плитой. Длина плотины 725 м, максимальная высота 44 м. Особенностью конструкции явля­ется устройство пустотелых водосливов из сборно-монолитного железобетона. Суммарная длина водосливного фронта 540 м, напор на гребне водослива 9 м.


Первый пролет плотины, примыкающий к зданию ГЭС, оборудован сдвоенными зат­ворами для сброса поверхностного мусора. Во втором пролете расположен рыбоподъ­емник, предназначенный для пропуска ры­бы, глазным образом осетра и сельди, идущей из Каспийского моря вверх по Волге для нереста.


Рыбоподъемник представляет собой парный шахтный шлюз, который затворами может быть отделен от нижнего и верхнего бьефов. Для создания привлекающих рыбу скоростей течения воды установлен гидроагрегат мощность 11 МВт с турбиной ПЛ 587-ВБ-330 и генератором ВГС-525/84-32. С 1993 года рыбоподъемник выведен из эксплуатации в связи с прекращением подхода рыбы к гидроузлу, гидроагрегат используется в энергетических целях.


Земляная плотина общей длиной 3250 м состоит из трех отдельных участков. Первый участок длиной 1200 м (русловая плотина №40) пере­крывает русло Волги и сопрягает здание ГЭС с правым берегом. Второй участок длиной 800 м (плотина №41) расположен на пойме между водосливной плотиной и судоходным шлю­зом. Третий участок длиной 1250 м (плотина №42) перекрывает остальную часть поймы Волги и ее левого рукава — Ахтубы. Наибольшая высота рус­ловой части плотины 47 м, пойменной — 35 м. Плотины намыты из мелкозернистых песков.


Судоходные сооружения расположены на левобережной пойме Волги. В их состав входят два параллельных двухкамерных шлюза с направляющими и причальными сооружениями, аванпорт в верхнем бьефе и нижний подходной канал. Кроме того, к комплексу судоходных сооружений относится водосброс, по которому при опорожнении камер шлюзов сбрасывается вода в Ахтубу, и Межшлюзовая гидроэлектростанция, оборудованная двумя гидроагрегатами мощностью по 11 МВт. Судоходные сооружения эксплуатируются ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей».


Водохранилище, созданное напорными сооружениями Волгоградского гидроузла, имеет следующие параметры:



объем полный


31,45 км3


объем полезный



8,25 км³


площадь зеркала



3117 км²



Выдача электроэнергии и мощности гидроэлектростанции производится на на­пряжении 220 и 500 кВ переменного тока с открытых распределительных устройств. Преобразование генераторного напряжения 13,8 кВ в напряжение линий электропередачи производится с помощью однофазных силовых трансформаторов.


Трансформаторы


Тип


однофазный


двухобмоточный


ОРДЦ - 135000/500



однофазный


трехобмоточный


ОДЦТНП - 135000/400/220



однофазный трехобмоточный автотрансформатор


АОДЦТН-267000/500/220


Изготовитель


Запорожский трансформаторный завод


ООО «Силовые машины – Тошиба. Высоковольтные трансформаторы»


Напряжение, кВ


525/13,8


242/87/13,8


500/230/10,5


Мощность фазы, МВА


135


267


Количество фаз в эксплуатации


12


15


3



Выдача мощности в энергосистему производится по 2 ЛЭП 500 кВ и 5 ЛЭП 220 кВ.


С 1962 года выдача мощности также производилась по единственной в СССР линии постоянного тока напряжением 800 кВ (между полюсами, или +400 и −400 кВ относительно земли), на Волжской ГЭС смонтирована преобразовательная подстанция. В настоящее время линия постоянного тока и преобразовательная подстанция выведены из эксплуатации, планируется демонтаж оборудования.



Второе рождение Волжской ГЭС


Компания РусГидро уделяет большое внимание модернизации своих объектов. Замена устаревшего оборудования позволяет повысить эффективность, надежность и безопасность электростанций. В настоящее время на Волжской ГЭС происходит масштабная замена устаревшего и изношенного оборудования - комплексная модернизация гидростанции.


Наиболее крупное направление модернизации – замена всех гидротурбин и генераторов на новые. Эта работы была начата еще в конце 1990-х годов, и к настоящему времени на Волжской ГЭС заменено 18 турбин и 10 генераторов. Новые гидроагрегаты имеют более высокий КПД и повышенную мощность, что уже позволило увеличить мощность Волжской ГЭС с 2541 МВт до 2671 МВт. Производитель гидросилового оборудования – российский концерн «Силовые машины». Полное завершение проекта по замене турбин планируется в 2021 году, а генераторов в 2026 году.


Отдельно стоит остановиться на модернизации уникального гидроагрегата со станционным № 1. Его турбина и генератор являлись экспериментальными. Они предназначалась для натурных испытаний передовых конструктивных и технических решений. Именно на нем впервые было опробовано водяное охлаждение обмотки статора генератора, которое позднее было внедрено на агрегатах Красноярской ГЭС. Так что первый по номеру агрегат был введен в эксплуатацию последним по счету - в ноябре 1962 года и прослужил почти четверть века. В 1986 году назрела необходимость реконструировать турбину, поскольку одни экспериментальные узлы исчерпали свой эксплуатационный ресурс, а другие оказались недостаточно надежными и требовали больших трудозатрат во время ремонтов. К тому же рабочее колесо турбины повредили бревна во время сильнейшего паводка 1979 года. Поэтому агрегат не выдавал установленную мощность 115 МВт во всем диапазоне напоров.


Энергомашиностроители создали другую, опять же принципиально новую конструкцию - новое рабочее колесо пропеллерного типа ПР-30/587а-В-930 с безмасляной втулкой и переменным углом установки лопастей. Экологически чистая турбина отработала почти 30 лет. К сожалению, из-за поломки уникального механизма, поворачивающего лопасти, они были зафиксированы в одном положении, что позволило эксплуатировать агрегат только в узком диапазоне нагрузок от 100 до 115 МВт. Поэтому он не мог полноценно участвовать в системе автоматического регулирования частоты и активной мощности.


Эксперименты с гидроагрегатом завершились в 2017 году, после замены турбины, генератора, вспомогательного оборудования, системы автоматики и управления. В результате мощность машины выросла на 10,5 МВт, а станция получила гидроагрегат, идентичный по конструкции другим новым машинам, что упрощает эксплуатацию.


Модернизация станции не ограничивается гидроагрегатами и охватывает весь спектр оборудования, а также гидротехнические сооружения.


В 2004-2007 годах произведена реконструкция оборудования ОРУ-220 кВ с заменых выключателей на элегазовые. Планируется реализация проекта полной замены оборудования ОРУ-500 кВ на современное КРУЭ-500 кВ.


В 2016 году на Волжской ГЭС произведена реконструкция автотрансформаторной группы 10Т. Старые трансформаторы были введены в эксплуатацию в 1972 году и почти в два раза переработали свой нормативный срок. Автотрансформаторная группа 10Т состоит из трех однофазных трансформаторов напряжением 500 кВ и мощностью 267 МВА. Они обеспечивают перетоки мощности между открытыми распределительными устройствами 220/500 кВ. Новое оборудование изготовлено по заказу РусГидро российско-японским совместными предприятием «Силовые машины – Тошиба. Высоковольтные трансформаторы». В планах – замена и других трансформаторов станции.


С 2018 году ведутся работы по установке фазоповоротного трансформатора мощностью 195260 кВА, который позволит снять существующие ограничения схемы выдачи мощности Волжской ГЭС и обеспечить возможность выдачи в ОЭС Юга максимальной мощности с учетом реконструкции гидроагрегатов и планируемого в связи с этим увеличения установленной мощности Волжской ГЭС до 2744,5 МВт.


Для обеспечения надежности работы Волжской ГЭС станции и безопасности ее сооружений эксплуатационный персонал станции регулярно проводит инструментальный ивизуальный контроль состояния сооружений (натурные наблюдения) инеобходимый комплекс ремонтно-восстановительных работ.


В 2013-2014 годах была проведена работа по замене пьезометров в рамках проекта «Реконструкция пьезометрической сети земляных плотин». Для обеспечения надежности и безопасности гидротехнических сооружений взамен пьезометров, вышедших из строя за время эксплуатации (а это около 30 % всей пьезометрической сети) было установлено 133 новых пьезометра.


Для оперативности мониторинга фильтрации в теле и основании грунтовых плотин на ГЭС в 2013-2015 годах была установлена автоматизированная система диагностического контроля (АСДК) фильтрационного режима, в состав которой вошли – информационно диагностическая система (ИДС) «БИНГ-3» и автоматизированная система опроса датчиков в пьезометрах (АСО КИА) грунтовых плотин. Система позволяет в режиме реального времени контролировать фильтрационный режим в теле и основании грунтовых плотин. В рамках следующего этапа реконструкции КИА ГТС Волжской ГЭС запланировано создание АСДК фильтрации и деформации здания ГЭС и водосливной плотины, с последующим объединением с АСДК грунтовых плотин в единую АСДК ГТС.


В плановом режиме ведется замена гидромеханического оборудования – затворов и сороудерживающих решеток. По состоянию на конец 2018 года заменено 34 комплекта сороудерживающих решеток, осталось заменить 22 комплекта, данная работа запланирована в период с 2019 по 2028 год. Общий объем заменяемых металлоконструкций составляет свыше 2,5 тысяч тонн. На водосливной плотине заменено 19 затворов холостых водосбросов, осталось заменить 8 штук, эти работы будет выполнятся в период с 2019 по 2021 годы.


АКЦИИ / АДР РУСГИДРО   
КОТИРОВКИ
Акции / АДР
Индексы
ФИЛИАЛЫ
ДОЧЕРНИЕ ОБЩЕСТВА
Ваше обращение принято. Ответ будет подготовлен и отправлен в течение 20 календарных дней. ok